Поощрение и наказание детей в семье.

 

«Наказание — это причинение вреда причиняющему вред. Похвала — педагогический домкрат.»

В. Г. Кротов

 

Задачи собрания:

1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье.

2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.

 

Форма проведения собрания: обмен мнениями.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.

2. Значение наказания и поощрения детей в семье.

 

Подготовительная работа к собранию

1. Подготовка анкет для родителей и учащихся по проблеме собрания.

2. Подготовка педагогических ситуаций по проблеме собрания.

3. Оформление памятки для родителей.

 

Анкета для родителей

1. Можно ли воспитывать ребенка без наказаний?

2. Что может послужить в вашей семье поводом для наказания?

3. Как реагирует ваш ребенок на наказание?

4. Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребенка?

5. Как вы ведете себя по отношению к ребенку после того, как наказали его?

6. Какие меры воздействия на ребенка вы в вашей семье считаете наказанием?

7. Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания своего ребенка или каждый из родителей делает это в одиночку?

8. Как долго помнит ваш ребенок наказание?

9. Какие меры наказания в вашей семье исключены?

 

Анкета для учащихся

 

ФИ______________________________________________________

1.       Наказывают ли тебя дома?______________да.   нет

2.      Как?_____________________________________________________________

3.      Должны ли родители наказывать детей?________да-------------нет

4.      Как?________________________________________________________________

5.      Хвалят ли тебя дома? Поощряют ли тебя? ______да-------------нет

6.      Как?_____________________________________________________________

7.      Должны ли родители хвалить своих детей, поощрять их?________да-------------нет

8.      Чтобы ты запретил делать родителям делать, если бы мог?

_________________________________________________________________________

9.       За что бы ты хотел, чтобы тебя хвалили родители?_____________________________________________________________________________________________________________________________________

10.  За что бы ты хотел, чтобы тебя хвалил     учитель?_____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ход собрания

 

Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые папы и мамы!

     Тема нашего сегодняшнего родительского Собрания логически продолжает тему предыдущего. Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.

 

Наказание — 1. Мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление.

2. (перен.) О ком-нибудь, о чем-нибудь трудном, тяжелом, неприятном.

Поощрение — 1. Вознаграждение, награда.

2. Содействие, сочувствие, одобрение наградой, возбуждение желания сделать что-нибудь.

Из словаря Ожегова

«Наказание — это причинение вреда причиняющему вред.

 Похвала — педагогический домкрат.»

В. Г. Кротов

 

     Прежде чем мы перейдем к анализу данной проблемы, давайте обратимся к высказываниям, которые стали сегодняшним эпиграфом нашего собрания. (Родители делятся мнениями по высказываниям,

написанным на доске.)

….

…. Всякое наказание, безоговорочное требование, идущее вразрез с потребностями и желаниями самого ребенка, принуждение, которое мы применяем к детям, пользуясь своим правом сильного и взрослого. Все эти меры воспитания могут применяться в крайних случаях, очень осторожно, с учетом всех жизненных обстоятельств и индивидуальных особенностей ребенка. В противном случае перечисленные меры воздействия приносят не пользу в воспитании детей, а вред…

(Л.И. Божович)

Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью.

(А. П. Чехов)

Побои и брань подобны опию: чувствительность к ним быстро притупляется, и дозы приходится удваивать.

(Г. Бичер-Стоу)

 

Как лекарство не достигает цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика — когда они переходят меру справедливости.

(А. Шопенгауэр)

Лучший способ воспитать хороших детей — это сделать их счастливыми.

(О. Уайльд)

 

Взыскивать с детей за проступки, которых они не совершили, или хотя бы строго наказывать их за мелкие провинности — значит, лишиться всякого их доверия и уважения.

(Ж. Лабрюйер)

Нравственно наказывают тем, что отказывают в уважении и любви.

(И. Кант)

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой.

 

 

Из словаря Ожегова

 

     Давайте посмотрим, каково мнение наших детей по данной проблеме, на что они обращают внимание, что их беспокоит.

     Но сначала мне как классному руководителю хочется отметить, что в тех семьях, где родители неумело пользуются наказанием и поощрением, уровень тревожности ребенка гораздо выше, а результаты учебной деятельности гораздо ниже

     Значит, принуждение как метод воспитания не всегда играет свою положительную роль в формировании личности ребенка, хотя родители им охотно пользуются.

Вот об этом и о многом другом наш сегодняшний разговор.

А пока говорят дети...

1. Знакомство родителей со статистикой мнения учащихся по проблеме родительского собрания.

 

2., Анализ педагогических ситуаций (в группах), обмен мнением родителей по предложенным ситуациям.

 

Прочитаем ситуацию из жизни.

Проблемная ситуация 1:

Родители постоянно ставили мальчика в угол за все провинности. Однажды, будучи еще в 4  классе, он сказал своему отцу: « Еще раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду!»

 

Почему произошёл конфликт?

-незаслуженное наказание

-он уже взрослый (подумать можно и сидя на стуле)

-унижение достоинства.

Как из него выйти?

Вывод: Самый надежный способ – поговорить (достучаться)

Ситуация 1

Родители долго думали, что подарить дочери к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учебу. Купили книгу, которая нужна по программе, и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне что-нибудь приличное купите! Вот подруге родители велосипед купили!»

Ситуация 2

В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок резко изменился: все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии.

В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, он ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.

Ситуация 3

В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т.д.

Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

 

 

Вывод:

С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят!» и т. Д. Это не просто слова. Это метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребенок должен повиноваться. Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, в силе их слабость: убедить ребенка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязать свою волю, проявить власть и заставить его подчиняться родителям.

Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред.

 

Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, свое мнение.

Так в отношениях родителей и детей происходит отчужденность.

Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребенка. Он становится неискренним, лживым, привыкает кривить душой, прячет свое истинное лицо.

     Все это приводит к тому, что ребенок перестает быть живым и жизнерадостным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать что-нибудь не так.

 

Так какой же  главный, самый надежный метод воспитания?

Главный метод воспитания - это убеждение.

А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры подтверждения своих мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Тогда ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

 

 

 

 Так как поощрение и наказание идут чаще всего рядом в воспитании, я раздам вам памятки, которые могут помочь  вам, в воспитании детей.

 

 

Памятка «Как поощрять ребенка в семье»

1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.

2. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.

3. Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению.

Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» — это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

5. Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его их принимать.

6. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы-поздравления и т. д.

7. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

8. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи.

9. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д.

10. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно.

11. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.

12. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.

13. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.

14. Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения родителей.

     Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

Дети учатся тому, что они видят вокруг себя

«Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.

Если ребенок живет в обстановке враждебности, он учится воевать.

Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.

Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть самого себя.

Если ребенок окружен насмешками, он учится робеть.

Если ребенок окружен ревностью, он учится завидовать.

Если ребенок живет с чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе.

Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым.

Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.

Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.

Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.

Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость.

Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить в себя и в окружающих».

 

А в какой атмосфере живет ваш ребенок?