Школьнику

Справочник школьника

Данный раздел предназначен для школьников начальной и средней школы. Материал, который здесь предложен, позволит систематизировать и дополнить знания школьников. Ученики смогут самостоятельно ориентироваться в материале при выполнении домашних заданий, при подготовке к контрольным работам. Предложенные материалы могут быть полезны как школьникам, так и их родителям и учителям.

 

Материалы раздела:

 • Басни И.А. Крылова
 • Литература для чтения детям
 • Как подготовиться к выразительному чтению текста
 • Пересказ и составление плана (по прочитанному)
 • Как написать сочинение
   • Антонимы
 • Синонимы
 • Фразеологизмы
 • Изложения
 • Диктанты
  • Уроки пожарной безопасности
 
  

 

Как надо работать над ошибками.

1. Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь ударение.

2. Если допустил ошибку на правило, то сначала определи, в какой части слова находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу.

3. Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как пишутся приставки, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой. Подчеркни приставку и обозначь ударение.

4. Если ошибка в корне, узнай, на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение и выдели корень. Напиши ещё несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.

5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши ещё два слова с тем же суффиксом. Выдели суффикс.

6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом же падеже.

7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. По роду и падежу узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.

8. Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределённую форму глагола, узнай спряжение, определи время, лицо, число глагола. Составь предложение с этим глаголом.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
1 Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ёщё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так:
Выпал пушистый снег. Дети рады.
2 Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Делай так: звонок, ученик.
3 Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: у/чи/тель – 3 сл.
ЗАПОМНИ!  Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: оси-на.
ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши ёщё два слова на эту орфограмму.
Делай так:
Ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ёщё два слова на эту орфограмму.
Делай так:
Малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
7. Сочетание чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни слово правильно. Запиши ёщё два слова.
Например: дочка, речка, мощный.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Например: алфавит, азбука, портфель.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Делай так: сады - сад
Волна – волны
Червивый – червь
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Например:
Ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Делай так:
Морозы – мороз, ягода – ягодка.
ЗАПОМНИ! Согласные на конце и в середине слов пишутся также, как и перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши ёщё два слова на эту орфограмму.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Красноярск.
ЗАПОМНИ!
Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово правильно, запиши два слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак (ь) и гласную букву.
Например: вьюга, листья, соловьи.
ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ёщё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.
15. Знаки пропиная в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай слово или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Например: Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее прочитает скороговорку?
16. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1 – 2 однокоренных слова.
Например: поездка.
17. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ёщё два слова с этой же приставкой.
Например: полетели, побежали, потянули, отнёс, отбежал, отлетел.
18. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Например: заехал, приехал, уехал.
ЗАПОМНИ! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.
19. правописание предлога со словом (орфограмма – пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, вымпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму пробел.
Делай так: к берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глголов нет предлогов.
Например: Лодка отплыла от берега.
20. Разделительный твёрдый знак (ъ).
Выпиши слово правильно. Запиши ёщё два слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Например: съезд, объявление, объём.
ЗАПОМНИ! Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

Анаграммы

Анаграмма - это слово или словосоетание, образованное перестановкой букв в другом слове или словосочетании. Например: мука - кума.

Задание 1. В этих пяти парах слов нужно так переставить буквы, чтобы получились названия пяти овощей.

Анаграммы

Задание 2. В этих шести парах слов нужно так переставить буквы, чтобы получились названия пяти ягод.

Анаграммы

Задание 3. В этих пяти парах слов нужно так переставить буквы, чтобы получились названия пяти фруктов.

Анаграммы

  • Метаграммы

Метаграмма — это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путем замены одной буквы другой, получается новое слово.

Первую метаграмму (meta - между, gramma - буква) 29 марта 1879 года поместил в журнале «Ярмарка тщеславия» английский писатель, математик и логик Л. Кэрролл, написавший популярные сказки «Алиса в стране чудес» и «В Зазеркалье».

Российская история метаграммы пока изучена недостаточно, однако известны своими оригинальными метаграммами Р. Вердин, О. Степанов, Е. Ефимовский.

Метаграмма - это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, из слова «липа», заменив «П» на «С», получаем другое слово - «лиса». Аналогично: «сазан - фазан», «цапля - капля», «карта - парта», «сайка - чайка - байка - майка».

Простота метаграмм делает это развлечение доступным и для младших членов семьи, делящих с вами досуг. Им тоже приятно будет сознавать себя способными к творческому и интеллектуальному времяпрепровождению.

  • Я цвет одинаковый часто имею:
    и с г зеленею, и с к зеленею.
    Но с я: вам со мною рискованно быть:
    могу и до слёз довести, и убить.
    Лук - луг

  • С п я в доме, с в я в поле,
    с м я в море, с г — в футболе,
    с к вбивают, с т взрывают,
    с д долину называют.
    Пол - вол - мол - гол - кол - тол - дол

  • С к - для тенниса я нужен,
    С т - я сладок и красив снаружи.
    Корт - торт

  • С т - его прочтём,
    с д - мы в нём живём.
    Том - дом

  • По реке по горной
    С ю проплывём всегда мы,
    С я меня ищи
    На голове у дамы.
    Шлюпка - шляпка

  • Когда меня ты открываешь,
    Обычно воду наливаешь.
    Но н на б смени скорей -
    И обитатель я морей.
    Кран - Краб

  • С р меня тянули из земли,
    Но достать без мышки не могли.
    С буквой щ, хочу иль не хочу,
    Рубят лес - я в сторону лечу.
    Репка - щепка

  • С буквой щ - на самом деле
    Я на службе у Емели.
    м поставь на это место:
    Без меня не будет теста.
    Щука - мука

  • С п - я часть велосипеда,
    С м» - награда на груди у деда.
    Педаль - медаль

  • Элемент IV группы
    Перед вами на виду.
    Если т на р исправить,
    Будет деспот наяву.
    Титан - тиран

  • Менделеев впервые меня предсказал,
    Французский учёный название дал.
    Если в нём первую букву заменишь,
    Место в системе мне сразу изменишь.
    Галлий - таллий

  • С в - у птиц найдёшь,
    С ч - замок им отопрёшь.
    Клюв - ключ

  • Я бываю золотой,
    А природный - костяной.
    Если з на к заменить,
    Смысл во мне совсем иной.
    В первом классе лишь для счёта
    На уроке я твоём,
    А в четвёртом ты охотно
    Подсчитаешь мой объём.
    Зуб - куб

  • С твёрдым л - огородное растение
    И приправа к пище,
    С мягким - отверстие,
    Прикрываемое крышкой.
    Лук - люк

  • С г - к вам на праздник придёт,
    А вот с к - лишь собачка грызёт.
    Гость - кость

  • Не найдёшь ли ты такого
    Удивительного слова:
    Если буква в нём меняется,
    Птица в рыбу превращается.
    Фазан - сазан

  • С м я сладкая,
    С к я горькая.
    Малина - калина

  • Кто с у - ползучий,
    А с ё - колючий?
    Уж - ёж

  • Кто такое слово знает:
    С ч оно летает,
    С л рычит и лает,
    А ещё знакомо всем
    Это слово с буквой м.
    Чайк - лайка - майка

  • С р - помощник-автомат,
    Труд любой он облегчить рад.
    С х - его имеет слон,
    Знаменит длиной своею он.
    Робот - хобот

  • Птица больше не летает,
    Лает и хвостом виляет.
    Чайка - лайка

  • С к в полях меня найдете,
    С г романсы запоете.
    С в косички заплетете.
    Колос-голос-волос

  • С л я остров в океане,
    C р растаю вмиг в стакане.
    Сахалин - сахарин

 

Заучивание наизусть

1. Прочитай стихотворение или прозаический отрывок "про себя".

2. Прочитай вслух.

3. Раздели текст на смысловые части (можно использовать деление на строфы).

4. Заучивай по одной части, повторяя вместе каждый раз ранее выученное и новую заученную часть.

5. Расскажи стихотворение или отрывок наизусть.

6. Повтори выученное перед сном и утром.

Как разучивать скороговорку

1. Прочитай медленно скороговорку.

2. Подумай, о чём в ней говорится.

3. Проговори медленно (два-три раза) трудные слова.

4. Какой звук повторяется в скороговорке?

5. Проговори скороговорку несколько раз тихо и медленно.

6. Проговори скороговорку быстрее.

7. Проговори ещё быстрее, увеличивая силу голоса, но не кричи.

Басни Ивана Андреевича Крылова


 • Баснописец - Иван Андреевич Крылов
 • Мартышка и очки
 • Ворона и лисица
 • Музыканты
 • Парнас
 • Ларчик
 • Лягушка и вол
 • Роща и огонь
 • Волк и ягненок
 • Синица
 • Осел
 • Дуб и трость
 • Обезьяны
 • Оракул
 • Червонец
 • Стрекоза и муравей
 • Лягушки, просящие царя
 • Лев и Барс
 • Мор зверей
 • Собачья дружба
 • Бочка
 • Волк на псарне
 • Ручей
 • Лисица и сурок
 • Лжец
 • Щука и кот
 • Петух и жемчужное зерно
 • Обоз
 • Воронёнок
 • Слон на воеводстве
 • Крестьянин и работник
 • Осел и соловей
 • Слон и моська
 • Волк и волчонок
 • Обезьяна
 • Кот и повар
 • Лев и комар
 • Огородник и философ
 • Крестьянин и лисица
 • Гуси
 • Откупщик и сапожник
 • Воспитание льва
 • Свинья
 • Муха и дорожные
 • Квартет
 • Листы и корни
 • Лебедь, щука и рак
 • Тришкин кафтан
 • Пустынник и медведь
 • Механик
 • Любопытный
 • Лев на ловле
 • Пруд и река
 • Крестьяне и река
 • Мирская сходка
 • Демьянова уха
 • Чиж и голубь
 • Камень и червяк
 • Медведь у пчел
 • Зеркало и обезьяна
 • Крестьянин и смерть
 • Туча
 • Лиса-строитель
 • Клеветник и змея
 • Лисица и виноград
 • Волк и пастухи
 • Две бочки
 • Мальчик и змея
 • Пчела и мухи
 • Крестьянин и змея
 • Муравей
 • Медведь в сетях
 • Трудолюбивый медведь
 • Свинья под дубом
 • Булыжник и алмаз
 • Крестьянин и змея